Среди путевого инструмента домкрат – это один из самых популярных аппаратов. Он предназначен для того, чтобы поднимать рельсовую решетку и ее составляющие части. Используется это устройство, как для поддержание путей в надлежащем состоянии, так и для монтажа новых путей, и ремонта различных дефектов железнодорожных линий.
Существует три основных вида домкратов для железнодорожных работ. Первые два: реечные и винтовые, отличаются низкой стоимостью, но также имеют невысокий коэффициент полезного действия. Преимуществом можно назвать относительно небольшую массу, но они всё же проигрывают за счет небольшой грузоподъемности. Массово такие агрегаты стали производить с середины двадцатого века еще в Советском Союзе.
Гидравлические домкраты имеют более высокую стоимость, но остальные характеристики оправдывают затраченные на них средства. Так что, если позволяет бюджет, то не стоит экономить на приобретении столь важного для правильной установки и поддержания нормального состояния железнодорожных путей, приспособления. Классические путевые домкраты оборудованы специальными механическими насосами, клапанной системой всасывания и нагнетания, поршневым гидравлическим цилиндром со штоками.
Распространены домкраты с конструкций, где непосредственно на штоке наличествует упор для рельсовой подошвы. Когда домкрат работает, то жидкость идёт под поршень устройства, а шток выталкивается, тем самым обеспечивая поднятие груза. Но у таких домкратов совсем маленький ход штока, а поэтому и высота подъема невелика. Также часто они подвержены преждевременному изнашиванию манжета поршня из-за специфики использования. Более того, находясь в рабочем положении на небольшой высоте, они затрудняют собственную установку под рельсовую подошву.
Всего этого перечня недостатков удается избежать при использовании путевых домкратов с перемещающимся цилиндром. Обычно грузоподъемность таких устройств в пределах 5-10 тонн, а вес не превышает 19 килограмм. Для горизонтального смещения шпально-рельсовой решетки применяют гидравлические домкраты со штоком, что выдвигается (гидрорихтовщики). Шток находит опору в головке рельса, а само устройство закрепляется на балласте.