Подъездной путь – это линия железнодорожного пути, что соединяет жд станцию, что находится на магистральной линии с заводом, любым производственным предприятием или частной организацией. В самом широком смысле это железнодорожные линии, что находятся на определенном предприятии вне путей всеобщего использования. По сути, это пути для частного пользования.
Начало строительства подобных железнодорожных тупиков началось в России во второй половине девятнадцатого века, когда большое количество предпринимателей стало отправлять заявки в Министерство путевых сообщений с прошением соединить их заводы и организации с центральными магистралями. В то время это было сложно сделать, так как отсутствовала надлежащая законодательная база, необходимая для таких манипуляций. Только ближе к концу девятнадцатого века был принят адекватный закон о возможности присоединения предприятий к системе магистралей железной дороги.
Особенностями железнодорожных тупиков являются следующие: обычно они подходят к одной станции (хотя в ряде исключений возможно их подведение к нескольким), пути для подъезда могут сильно разниться по длине, развитию линий и характеру работы. Наиболее несложным вариантом является подведение тупикового пути без разветвлений прямо под само предприятие. В данном случае, при перевозке груза на предприятие, состав двигается к нему вагонами вперед, а в обратном направлении с помощью локомотива. Но, если необходима более сложная система, то строятся разветвления и укладываются стрелки. На самом предприятии прокладываются разгрузочные либо же погрузочные пути. Иногда устанавливаются выставочные пути.
Возможны различные схемы маневров состава на предприятии. Например, вагоны ставятся на один путь, а их уборка производится с другого. Принятие решения о необходимости наличия собственных локомотивов производится взирая на общую длину подъездных путей и вагонооборот. При этом учитывается стоимость денежных затрат при варианте их аренды.
Если длина путей очень велика, то движение вагонных составов возможно только локомотивом вперед. В таких случаях устанавливаются специальные промстанции на предприятиях. В самом простом варианте – это небольшая станция с наличием двух путей перед территорией самого завода или организации. Если вагонооборот более масштабный, то на промстанции их может быть и три, и пять. Зачастую добавляются специальные выставочные пути. На больших предприятиях, к примеру, металлургическом заводе гиганте путей может быть и с десяток, при этом среди них часто встречаются специальные – сортировочные.