ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

В 2019 году около 2 тыс. промышленных локомотивов могут быть остановлены

22 октября 2018 г. 16:00

В 2019 году около 2 тыс. промышленных локомотивов могут быть остановлены, из-за того что их техническое состояние не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), предупредил начальник управления Госжелдорнадзора Александр Косарев.

По подсчетам службы, на путях необщего пользования частных предприятий используется около 20 тыс. маневровых локомотивов. Из них значительная часть требует продления срока эксплуатации. Согласно правилам технической эксплуатации все они подпадают под действие ТР ТС 003/2011, который предписывает продлевать срок службы локомотивов только после их модернизации и сертификации.

Однако промышленным предприятиям была предоставлена отсрочка. Сначала вступление в силу документа в РФ отложили до 2 августа 2017-го. Затем паузу продлили еще на год. В конце лета текущего года ожидалась очередная отсрочка. Вот только ее на этот раз не утвердили. Пути отступления оказались отрезаны.

Вместе с тем практическое выполнение ТР ТС 003/2011 по отношению к промышленным локомотивам повисло в воздухе. На путях необщего пользования зарождается 80% грузопотоков, которые поступают на сеть РЖД. Остановить их работу одномоментно нереально. На это и рассчитывали владельцы старого подвижного состава. Дескать, в такой ситуации никто не решится принимать радикальные меры.

Новый глава Госжелдорнадзора в рамках XI Международного форума «Транспортный потенциал» дал понять, что такие надежды напрасны. Надзорный орган намерен перейти в наступление. Правда, при этом будет действовать непрямолинейно.

Рекогносцировка перед плановыми рейдами

Работу локомотивов на путях необщего пользования проконтролировать сложно. Зато вполне реально проследить за их выходом на пути общего пользования: каждая такая поездка фиксируется.

Поэтому все начнется с достаточно прозаичного решения: для некондиционных машин периметр путей необщего пользования окажется закрытым. Иными словами, выход на пути общего пользования запретят.

На данный момент подобные поездки совершают 3380 локомотивов. До 80% этого парка, по оценкам, может не соответствовать требованиям ТР ТС 003/2011.

Правда, для окончательного вывода инспекторы должны осмотреть машины, проверить документацию и сделать заключение. Если учесть, что в надзорном органе не могут нагрянуть с внеплановыми проверками, то это объясняет, почему неприятности у владельцев локомотивов начнутся в 2019 году. Действия Госжелдорнадзора увязаны с графиками проведения рейдов.

Ожидается, что первыми под раздачу могут попасть владельцы путей необщего пользования, где передают на сеть РЖД для формирования поездов более сотни вагонов в сутки, а также обрабатывают подвижной состав с опасными грузами.

В службе – две сотни инспекторов. Им требуется время на выполнение предусмотренных законодательством процедур. Вот отсюда и вытекает, что в течение 2019 года в службе успеют выдать предписания на две сотни машин.

Напомним, что заключение о пригодности для использования локомотива на промышленном транспорте дает Росжелдор. А для Госжелдорнадзора важно обеспечить безопасность перевозок.

Старую тягу потеснят новые вагоны

Как считает А. Косарев, старые локомотивы, так или иначе, рано или поздно придется останавливать. Например, они не приспособлены для выполнения операций с вагонами нового поколения, парк которых на сети РЖД неуклонно увеличивается.

Со временем на магистралях останется только парк с повышенной нагрузкой на ось (увеличенным кузовом). Предприятия будут вынуждены брать под погрузку именно такие вагоны. Другие просто окажется взять негде.

На данный момент подвижной состав с нагрузкой на ось 25 тс, по сути, курсирует внутри сети РЖД, потому что его небезопасно отправлять под грузовые операции на пути необщего пользования.

В результате растут порожние пробеги. Парк с повышенной нагрузкой на ось (увеличенным кузовом) фактически вынужден перемещаться по замкнутым маршрутам и возвращаться обратно, минуя станции, где он мог бы взять попутный груз. А ведь не за горами эксплуатация вагонов с нагрузкой на ось 27 тс.

Свято место пусто не бывает

В Госжелдорнадзоре считают, что отговорки владельцев устаревших промышленных локомотивов нельзя признать обоснованными. Скажем, дескать, нет для них приемлемого подвижного состава.

Однако российские локомотивостроители развивали свои мощности с учетом обновления маневровых машин как на сети РЖД, так и на путях необщего пользования. Приведем только некоторые примеры.

В АО «ТМХ» создан локомотив для промышленных предприятий, не только отвечающий параметрам работы на их путях, но и обеспечивающий экономию топлива в эксплуатации. С учетом того что дизель маневрового локомотива значительную долю времени (до 85%) работает на холостом ходу, отрабатываются технические решения, обеспечивающие снижение расхода топлива за счет уменьшения количества постоянно работающих цилиндров.

В Центре инновационного развития СТМ предложен двухдизельный тепловоз, один из двигателей которого можно глушить на стоянке и при частичных нагрузках, что приводит к снижению расхода топлива на 20%. На потребности ППЖТ рассчитана и машина с микропроцессорной системой, позволяющей двум секциям локомотива работать в сцепе с управлением с одного поста. Сертификат разрешает эксплуатацию такого тепловоза и на путях общего пользования.

Во ВНИКТИ создан локомотив с комбинированным (гибридным) приводом, в котором за счет дизельного двигателя небольшой мощности обеспечивается зарядка аккумуляторных батарей, питающих электродвигатели. Мировой опыт применения таких систем подтверждает, что они дают возможность экономить до 30% топлива. Эти машины пригодны как для ОАО «РЖД», так и для работы на железнодорожных путях промышленных предприятий.

Однако владельцы путей необщего пользования выдвигают такие требования, которые равноценны желанию получить иномарку представительского класса по цене обычного мотоцикла. А тем, кому требуется перемещать небольшое количество вагонов, как полагают производители железнодорожной техники, подойдут локомобили и мотовозы. Например, в ОАО «НПК «УВЗ» для перемещения вагонов разработан тяговый модуль на комбинированном рельсоколесном ходу.

К каким переменам на рынке железнодорожных перевозок приведет инициатива Госжелдорнадзора, уже сегодня можно спрогнозировать. Вполне возможно, что некоторым ППЖТ придется уйти. Их со временем заменят другие игроки. Например, один из операторов уже заявил о планах приобрести в 2019 году 35 маневровых локомотивов для оказания комплексной услуги на путях необщего пользования.

Подробнее обо всем этом читайте в очередном выпуске журнала РЖД-Партнер.