ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Стимулирование российских инвестиций на Дальний Восток – один из способов защиты от растущего экономического влияния КНР

17 сентября 2018 г. 16:00

Новый шелковый путь как инструмент экономического влияния 

Стоит понимать, что проект, безусловно, не экономический, а политический. Китай таким образом реализует модель реглобализации. КНР в первую очередь выделяет кредиты странам, которые присоединились к этому пути. Под эти кредиты задействовано более $200 млрд. Но это не значит, что весь объем поступил в экономику. Это то, что Китай обещает на уровне договоров или протоколов о намерениях.
Государства, которые не являются частью «Одного пояса – одного пути», получают кредиты либо во вторую очередь, либо, например, китайские государственные компании по страхованию инвестиций не страхуют такие инвестиции.

Говоря о российском участии и взаимодействии – здесь действительно очень широкий спектр мнений. Во многих регионах полагают, что китайские инвестиции позволят регионам задышать. Однако на уровне государственной политики Россия придерживается осторожной позиции, понимая, что проект не международный. Он финансируется Китаем и направляется Китаем. В этом проекте нет никакого коллективного решения или форм обсуждения.

Россия в первую очередь заинтересована в сопряжении своих интересов с китайскими в разработке инфраструктурных проектов. Как можно понять по формам товарно-экономических отношений двух стран, КНР смотрит в основном на сырьевой рынок России и потенциально как на транспортный коридор для транспортировки китайских товаров между Китаем и Европой.

Полагаю, Россию не устраивает такой подход, так как власти РФ нацелены в первую очередь на воссоздание экономики и промышленной индустрии, а не на выполнение роли передаточного звена для китайских товаров. Возможно, Россия заинтересована в создании совместных с КНР промышленных предприятий на своей территории с последующим экспортом выпускаемой продукции.

Россия также проявляет интерес к созданию высокотехнологичных зон, совместному производству высокотехнологических товаров, а не просто примитивной продаже сырья и продуктов первичной переработки. И здесь возникает первая серьезная нестыковка. Важно понять, что интересы национальной экономики России, а не регионов, могут не совпадать с позициями Китая.

Необходимо уравновесить инвестиционные потоки на Дальний Восток российским капиталом

Россия приглашает китайских инвесторов на Дальний Восток, в те регионы, где есть целый ряд негативных тенденций. Например, отток населения, который продолжается, а в некоторых регионах даже усиливается, возрастающий долг регионов перед центральным бюджетом, декларируемые, но не запущенные проекты на Дальнем Востоке. То есть перелома на российском Дальнем Востоке не произошло, несмотря на целый ряд позитивных усилий Амурской области и Приморского края.

Для стимулирования притока частного капитала необходимо идти на радикальные меры. Например, объявить не просто территории опережающего развития в этих регионах, а на определенное время объявить весь Дальний Восток зоной свободной торговли, безналоговой зоной, в том числе для резидентов, как физических, так и юридических лиц. То есть привлечь туда российский капитал, который мог бы уравновесить любой другой из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это единственный способ уравновесить давление со стороны Китая.

Если же этого не сделать, Китай займет выжидающую позицию, будет инвестировать понемногу и постоянно искать зазоры в российской экономике, чтобы туда инвестировать, например, купив акции тех или иных российских компаний, которые нуждаются в инвестициях. Эта модель была реализована в Центральной Азии, сейчас частично реализуется в Латинской Америке, таким образом, регионы теряют контроль над суверенной экономикой.