ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Проекту электрификации ж/д Латвии не хватает поддержки

24 августа 2018 г. 1:40

Главная цель электрификации – сделать железнодорожные перевозки более дружественными среде, однако их цена высока. Первый этап проекта обойдется в €441 млн. Большую часть средств дает ЕС, однако самому предприятию Latvijas dzelzcels требуется найти €94 млн.

Средства компания займет в Европейском инвестиционном банке. На предприятии обещают, что проект окупится, несмотря на то, что объем грузов в прошлом году был минимальным за последнее десятилетие. Экономия при перевозке на электричестве, а не дизеле, составит примерно €1 на 1 т.

«В проекте изначально подсчитан худший вариант с точки зрения цифр – и различные платежи OIK (компонента обязательной закупки), резервация мощности. В сущности, худший сценарий, который мог бы быть. Поскольку принимают разного рода решения, которые сейчас касаются и OIK, и, возможно, в будущем платежей за резервацию мощности, это только улучшит возможность этого проекта выжить», – считает глава предприятия Эдвин Берзиньш.

Латвия в электрификации уже отстает от своего конкурента – Литвы, и увеличивать разрыв нельзя.

Однако проект заслужил много критики. Марис Бремзе, глава правления компании Baltijas ekspresis, не доверяет подсчетам авторов проекта.

«В подсчетах проекта за основание приняты актуальные показатели работы концерна Latvijas dzelzcels в отношении потребления топлива. Это достаточно оптимистичные прогнозы на потребление электричества. Если подставить в эту формулу цифры частных перевозчиков, так оптимистично это все не выглядит», – отметил М. Бремзе.

Осторожно проект оценивает и Латвийская ассоциация логистики. Там не исключают влияния на среду, однако преимуществ для перевозчиков ассоциация не видит.

«Все хорошие вещи стоят, и стоят очень дорого. Главные опасения – о том, можем мы или не можем сегодня позволить себе дорогую вещь. С точки зрения грузоперевозчиков, однозначные преимущества очень маргинальные и спорные», – отметил глава ассоциации Нормунд Круминьш.

Коалиционная партия «Единство» также сомневается в целесообразности электрификации и просит остановить объявленный Latvijas dzelzcels тендер.

Союз зеленых и крестьян, представители которого возглавляют и правительство, и Минсообщения, от проекта отказываться не хочет.

«Дружественнее среде, цены лучше для перевозчиков и будущая конкурентоспособность – однозначно у того способа перевозки, который работает на ископаемом топливе, в данном случае дизеле», – отметил парламентский секретарь Минсообщения Эдгар Таварс.

В четверг, 23 августа, Latvijas dzelzcels готовится представить проект портовому совету. Возможно, на этой встрече и решится судьба документа. Хотя Минсообщения стоит горой за идею электрификации, отраслевая Балтийская ассоциация транспорта и логистики уже выражала сомнения в экономической целесообразности этого проекта. В феврале с. г., когда проект обсуждался в комиссии сейма по публичным расходам и ревизиям, прозвучало, что денег из бюджета выделено не будет – госпредприятие Latvijas dzelzcels должно обеспечить софинансирование своими силами. На ряд требующих соблюдения нюансов в проекте указывал и Кабмин в конце прошлого года.