Материалы для строительства железных дорог и путевой инструмент

8-800-333-48-47 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-59-20 Москва: +7 (495) 540-53-57
Заказать звонок
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Материалы для строительства железных дорог и путевой инструмент

Заказать звонок
15.08

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июле 2017 года


Уголь наращивает темпы на юге, объем – на востоке

На сети ОАО «РЖД» по-прежнему превалирующим по объемам видом перевозки остается такая номенклатура низкодоходных грузов, как уголь. При этом и динамика увеличения темпов погрузки остается стабильной. Объем его погрузки в июле 2017 года составил немногим более 28,7 млн т. Для сравнения, в июле 2016-го было погружено 25,6 млн т. Таким образом, рост от месяца к месяцу составил +12%. В июне такое соотношение достигало +11%. Однако и здесь прослеживается общая тенденция неравномерности динамики роста в течение полугодия. Так, за 7 месяцев текущего года максимальный объем погрузки угля пришелся на январь, март и май, тогда как ежемесячный объем погрузки составил 31,4 млн т, 30,9 млн т и 29,4 млн т соответственно. Некоторое снижение динамики в данном сегменте можно связать с проведением летних путевых работ, однако ее соотношение показателей по направлениям перевозки свидетельствует лишь о косвенной возможности подобной корреляции. Основным полигоном роста в данном сегменте стала Северо-Кавказская железная дорога, где за 7 месяцев года погружено 6,1 млн т каменного угля, что на 30,5% выше прошлогодних показателей за тот же период.

Причем в минувшем месяце по отношению к июню текущего года рост погрузки каменного угля увеличился почти на 60%, достигнув 1,1 млн т. Данный рывок в значительной степени объясняется озвученными ранее планами украинского энергохолдинга «ДТЭК» активизировать свои угольные активы в РФ и нарастить добычу на принадлежащих ему ростовских шахтах. Впрочем, интенсивная динамика роста перевозок угля в южном направлении далеко несопоставима с объемами перевозок в направлении Запад – Восток. Один только «Ростерминалуголь», крупнейший на Северо-Западе России специализированный угольный терминал, в июле обработал более 2,25 млн т угля, или 31 445 ед. подвижного состава, при среднесуточной выгрузке 1014 вагонов и максимальном показателе 1207 вагонов за сутки. За аналогичный период 2016 года здесь было выгружено более 1,78 млн т угля, или 25 074 вагона.

Всего, по данным компании, с начала 2017 года на терминале было отгружено на экспорт более 13,57 млн т угля, что на 42% выше показателей аналогичного периода прошлого года. В то же время можно отметить некоторое снижение перевозок в направлении портов Дальнего Востока. Так, например, на ДВЖД снижение объемов погрузки каменного угля к январю – июлю 2016 года составило 9,3%. При этом перевозки угля сухопутными маршрутами сохраняют позитивную направленность. При снижении общих июльских показателей погрузки на ЗбЖД на 3,4% стабильный прирост 2,1% по итогам 7 месяцев принесла погрузка каменного угля. В основном углеобразующем Кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги погрузка также растет стабильными темпами – в июле она была выполнена в объеме 19 млн т, что на 2% больше, чем в июне этого же года. В целом по ЗСЖД в прошлом месяце погрузка каменного угля была выполнена в объеме 20 млн т, что на 11,6% больше, чем в июле 2016 года. С начала года каменный уголь здесь погрузили в объеме 137,2 млн т, что на 11,8% превышает показатель, достигнутый в январе – июле прошлого года. Востребованность в перевозке ощутили и собственники ПС. Так, по словам исполнительного директора АО «ПГК» Александра Сапронова, благоприятная ценовая конъюнктура экспорта угля и необходимость вывоза накопившихся остатков вызвала в II квартале высокий спрос на полувагоны со стороны угольных компаний. Это оказало влияние на арендную ставку полувагонов, которая в среднем варьировалась в диапазоне от +10 до +15% относительно уровня I квартала 2017 года.

По оценкам экспертов, восточное направление энергетического экспорта по-прежнему остается наиболее перспективным. Благоприятные для российской угольной промышленности прогнозы в перспективе связаны не только с действием санкционных запретов на поставки угля из КНДР, вследствие чего увеличились шансы российских экспортеров на китайском рынке. В более долгосрочной перспективе, как отмечают эксперты компании «Русский уголь», несмотря на неоднократные заявления КНР о сокращении потребления угля, он только укрепляет свои позиции, причем не только внутри страны, поскольку Китай участвует в строительстве как минимум 79 работающих на угле электростанций по всему миру.

Нефть в ожидании восстановления

Рост погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД в июле 2017 года по отношению к предыдущему месяцу составил 5%, увеличившись с 18,7 млн т до 19,7 млн т. Однако к июлю 2016 года наблюдается незначительное – почти на 1,5% – снижение. Всего же погрузка за январь – июль 2017-го в этом сегменте достигла 137,5 млн т, что на 0,7% выше аналогичного показателя 2016-го. Одним из полигонов роста здесь стала ДВЖД, где в июле погрузка нефтепродуктов увеличилась на 7% и составила 5,85 млн т. Однако несмотря на положительную динамику, отмечают эксперты ОВК, говорить о восстановлении объемов перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пока не приходится. Об этом же свидетельствует и спрос на аренду нефтебензиновых цистерн. По словам исполнительного директора АО «ПГК», несмотря на старт речной навигации и конкуренцию с трубопроводным транспортом, весь II квартал они находились на уровне I квартала 2017 года.

Зерно ушло из Турции и триумфально вернулось

На 7% к июню этого года выросла в июле перевозка зерна по сети РЖД. Она составила чуть более 1,2 млн т. В июле 2016 года перевезли 1,1 млн т, т. е. на 10% меньше. Всего по итогам 7 месяцев зерно остается одним из лидеров по темпам роста погрузки (+10,1% к январю – июлю 2016 г.). Так, погрузка зерна и продуктов перемола на экспорт в I полугодии 2017-го выросла на 18% по отношению к I полугодию 2016-го, а во внутреннем сообщении – на 5,2%. Как отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, активному росту экспорта способствует ослабление рубля в последние месяцы, а также рост мировых цен. В период с начала текущего года по июль уровень биржевых цен вырос на 19,3% по отношению к тому, что наблюдалось в конце прошлого года (декабре).

При этом необходимо учитывать низкую базу 2016-го, поскольку в минувшем году цены на российское зерно были снижены в результате рекордных урожаев таких ведущих стран-производителей, как США, Канада, Франция, Австралия. В этом году засуха, установившаяся в основных производящих регионах США и Канады, привела к увеличению цен на американскую пшеницу и, как следствие, на пшеницу во всем мире. «Достаточное количество осадков на нашей территории уже начинает конвертироваться в высокую урожайность», – считает эксперт. Так, на начало июля средняя урожайность превысила показатели прошлого года (4,5 ротив 4,3 т/га). Долгосрочной стратегии экспорта поспособствовал и ряд регуляторных решений. Напомним, что в соответствии с постановлением правительства в период с сентября 2016 по июль 2018 года была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу. Кроме того, в конце мая было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и РФ. И если в марте турецкие пошлины на российское зерно еще достигли 130%, то уже по итогам июня Турция вышла на первое место по закупкам российского зерна, а на ее долю пришлось около 13,9%. Также среди импортеров значительные доли заняли Иран (10,1%), Египет (7,3%) и Ливан (7%). Дальнейшие перспективы зернового экспорта связаны с созданием зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Так, по словам члена Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной, уже достигнуты договоренности по гарантированным условиям преференциального доступа зерновым: ячменю, гречке, кукурузе. Переговоры по пшенице также находятся в стадии завершения.

Крупные стройки не решили проблем

К июлю текущего года спад в погрузке минерально-строительных материалов, наблюдавшийся с начала года, удалось замедлить. Так, за минувший месяц было погружено 12,7 млн т, что на 3% больше июньских показателей. В то же время в июле 2016 года погрузка этой номенклатуры составляла 14,6 млн т, что на 14% больше аналогичного показателя этого года. По данным СРО «Союз строителей», в июле 2017 года по железной дороге перевезено почти 11,6 млн т щебня, что на 8,6% меньше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это очень слабый результат и худший итог июля за последние 2–3 года, отмечают в объединении.

В ИПЕМ спад в погрузке минерально-строительных материалов объясняют сокращением внутреннего спроса (-5,3% к I полугодию 2016 г.). «В то же время растет погрузка на экспорт – на 19,6%, но ее недостаточно, чтобы компенсировать внутренний спад, так как экспорт составляет менее 2% от общей погрузки. Снижение выпускаемой продукции строительной отрасли обусловлено экономическим спадом в стране в результате сокращения госзаказов, сжатия спроса со стороны населения и дорогих банковских кредитов. «И даже реализация крупнейших инфраструктурных проектов, таких как строительство моста через Керченский пролив, реконструкция аэропорта Байкал, возведение сооружений Универсиады 2019 года не меняет общего положения дел», – комментирует А. Слободяник. Кроме того, сокращение емкости рынка регионов Западной Сибири и снижение экспортных отгрузок в Казахстан из-за укрепления рубля по отношению к тенге привело к падению объемов производства цемента в регионе. При этом на текущий момент Казахстан является основным потребителем российского цемента. Согласно экспертным данным, по потреблению щебня наибольший прирост был отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе, где его потребление выросло вдвое. В Ленинградской области и Республике Карелии фиксируется снижение погрузки щебня. Во многом это связано с существенным ростом вагонной составляющей на перевозку щебня и несбалансированной ценовой политикой предоставления вагонов, полагают эксперты. Это приводит не только к его оттоку на другие виды транспорта, но и к закрытию некоторых нерудных предприятий в СЗФО.

Контейнерные факторы

Незначительными темпами увеличились в июле перевозки контейнерных грузов. Если в июне этого года было перевезено 2,32 млн т, то в июле 2,36 млн т. Для сравнения, в июле 2016 года этот показатель составлял 2,1 млн т. Всего в первой половине 2017-го объем транзитных перевозок, по данным международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», составил 146 тыс. TEU, что на 87% превышает показатели прошлого года. Объем импорта впервые за долгое время превысил экспортный поток: 160,7 тыс. TEU против 154,8 тыс. TEU соответственно. Хотя еще в прошлом году эта пропорция выглядела по-другому: 107,7 тыс. TEU против 125,7 тыс. TEU. В то же время динамичный рост с начала года показывают перевозки КТК железнодорожным транспортом в сообщении Россия – страны АТР: 48% к показателям 2016 года. По данным КСТП, объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – страны АТР за I полугодие 2017-го составил 461,6 тыс. TEU. Дальнейший рост контейнерооборота, по мнению эксперта центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, также будет связан с развитием взаимной торговли с Кореей, Японией, Китаем. По его словам, в 2017 году наблюдается восстановление импорта и экспорта, что положительно сказывается на общей динамике контейнерооборота. «Транзит Россия – страны АТР является хорошим дополнением к российскому рынку перевозок в контейнерах. Его доля от общих перевозок Россия – страны АТР составляет около 20%, работает система скидок перевозчикам, повышается культура логистики в связи с требованиями грузоотправителей по срокам и сервисам», – отмечает он.

Однако здесь существуют и факторы сдерживания. Среди них, как считает эксперт, – экспортная направленность экономики России, что способствует увеличению количества порожних контейнеров, следующих после выгрузки импортных грузов, что удорожает общую стоимость перевозки. В случае с транзитом в Европу тарифная составляющая по-прежнему играет ключевую роль. Это связано с масштабом перевозок, который не позволяет предоставлять конкурентные морскому пути цены. Перевозки из Азии в Европу – это порядка 20 млн TEU, а российский транзит – 100–150 тыс. TEU.

По материалам журнала "РЖД-Партнер"
Есть вопросы? Позвоните — и мы подберем оптимальный вариант!
Заказать звонок