ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Объединение вагоностроителей: введение новых тарифных условий ставит под сомнение единые принципы формирования тарифной системы на железнодорожном транспорте

2 октября 2018 г. 16:00

Как объяснили в самом «ОВС», поводом для его написания стали попытки отдельных организаций рынка перевозок (их названия не называются) дискредитировать решения правительства РФ о повышении эффективности работы железнодорожного транспорта и внедрении вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

«ОВС» отмечает, что введение отдельных тарифных схем на порожний пробег вагонов с улучшенными характеристиками обосновано поручением председателя правительства РФ Владимира Путина от 30 января 2012 года, а решения принимались на основании утвержденной ОАО «РЖД» методики и проведенных испытаний. В 2016 году были проведены дополнительные апробационные испытания и установлены отдельные тарифные схемы. Они подтвердили наличие экономического эффекта для ОАО «РЖД» при их эксплуатации.

Сейчас эксплуатация вагонов с улучшенными характеристиками реализуется на основании утвержденной Минтрансом РФ «Методики оценки экономической эффективности эксплуатации грузовых инновационных вагонов на железнодорожной инфраструктуре российских железных дорог», воспользоваться которой может любой производитель/пользователь новых моделей инновационных вагонов. При проведении расчетов для конкретной модели вагона оценивается снижение эксплуатационных затрат РЖД на содержание железнодорожного пути, на топливно-энергетические ресурсы на тягу поездов, на содержание и обслуживание локомотивного парка, на обслуживание вагонов в пути следования.

Представители «ОВС» отмечают, что инновационные вагоны увеличенной грузоподъемности используются на направлениях, которые дают максимальную реализацию их преимуществ. Рост рынка экспортных перевозок угля обуславливает их массовое применение на Восточном полигоне. В последние годы наблюдается существенный рост перевозок прочих народно-хозяйственных грузов. Так, за последние 4,5 года объемы перевозок черных металлов такого типа выросли в 4,5 раза, руды металлической — в 2,5 раза, минерально-строительных грузов — в 1,6 раза, прочих грузов — в 5 раз.

Говоря о порожнем пробеге инновационных вагонов, «ОВС» отмечает, что, несмотря на различие в тарификации порожнего пробега инновационных полувагонов и вагонов старой конструкции, тарифные условия не влияют на коэффициент порожнего пробега. Так, у компании ФГК доля порожнего пробега полувагонов за 7 месяцев составила 76%. В тоже время у СУЭК по состоянию на август доля порожнего пробега составила 76% при доле инновационных вагонов в 51,8 %. У операторов «Новотранс» и «ТалТЭК Транс» в парке отсутствуют инновационные полувагоны. Но доля порожнего пробега составляет 90% и 80% соответственно.

Представители «ОВС» называют основные преимущества применения инновационных вагонов. Во-первых, существенное снижение эксплуатационных затрат владельца инфраструктуры. Так, фактическое снижение затрат ОАО «РЖД» к среднегодовому парку таких вагонов составляет экономию более 7,4 млрд рублей, подчеркивают в «ОВС».

Во-вторых, инновационные вагоны повышают эффективность и безопасность российских железных дорог и улучшают технологию работы, как грузоотправителей, так и ОАО «РЖД». В-третьих, меняются косвенные затраты в общих расходах владельца инфраструктуры за счет большей грузоподъемности. Это, в свою очередь, сокращает количество «узких мест» на сети «РЖД», оптимизирует логистику перевозок при подходах к портам, снижает число «брошенных поездов», решает проблемы дефицита подвижного состава в пиковые сезоны перевозок. Более того, использование парка инновационных вагонов в 100 тысяч единиц позволяет дополнительно перевозить до 13 млн тонн грузов в год.

«Внедрение вагонов повышенной грузоподъемности является также одним из определяющих факторов увеличения к 2024 году пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн тонн, увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, а также задачи увеличения до 2025 года провозной способности железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении дополнительно до 210 млн тонн, в том числе по поставкам угля — до 195 млн тонн. Для реализации указанных задач потребуется дополнительная поставка на сеть в период до 2024 года не менее 100 тысяч новых полувагонов с улучшенными техническими характеристиками», подытоживают в письме представители «ОВС».