ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

На ВСМ Москва – Казань из бюджета требуется 700 млрд рублей

3 сентября 2018 г. 16:00

Без капитального гранта государства в 700 млрд руб. NPV ВСМ Москва – Казань составит минус 641,9 млрд руб., при простом периоде окупаемости в 22,5 года дисконтированный период (DPBP) не просчитывается, следует из материалов ОАО «РЖД», с которыми ознакомился «Ъ». Грант – это средства, которые государство выделяет концессионеру на этапе строительства на покрытие части капзатрат. При его выдаче NPV выходит в плюс – 145,6 млрд руб., DPBP составляет 35,7 года.

ВСМ Москва – Казань длиной 770 км планируется строить по механизму концессии. Концедентом станет Росжелдор, концессионером – специальная проектная компания, в которую войдут «Скоростные магистрали» (принадлежат ОАО «РЖД»), иностранный стратег (китайские или немецкие компании) и другие участники. Дорога может стать частью ВСМ Москва – Пекин (стоимость – 7 трлн руб.). Плановый пассажиропоток – 15,8 млн человек в 2025 году и 18,6 млн – в 2035-м. О капитальном гранте речь шла с самого начала, его сумма почти не менялась, но оценка проекта росла.

Если в 2013 году речь шла о 634 млрд руб. гранта при цене проекта в 921 млрд руб. (70%), то сейчас он не покрывает и половины стоимости в 1,69 трлн руб. (см. «Ъ» от 25 мая).
Сегодня в инвестпрограмме ОАО РЖД до 2025 года фигурирует лишь участок Москва – Владимир. На него должно быть выделено 201,3 млрд руб., не считая закупки 15 пар высокоскоростных поездов на 38,8 млрд руб.

Общая стоимость строительства – 419,1 млрд руб., потребность в финансировании – 486,7 млрд руб. Помимо средств ОАО «РЖД», предполагаются вложения международных стратегов (52 млрд руб.) и прочих (72,9 млрд руб.) инвесторов, а также размещение инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб. и кредиты на 61,8 млрд руб. NPV этой части проекта, говорится в материалах ОАО РЖД, составляет 31,9 млрд руб., внутренняя норма доходности (IRR) – 9%, а дисконтируемый период окупаемости – 39 лет. Участок Москва – Владимир внесен в проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, предложенный Минэкономики. После принятия плана, говорил в июле первый замглавы ОАО «РЖД» Александр Мишарин, начнется строительство.

В Минфине вопросы «Ъ» адресовали Минтрансу – главному распорядителю бюджетных средств, там и в Минэкономики не дали комментариев. Источник «Ъ» в ведомствах осведомлен, что в Минтрансе выделение гранта поддерживают.

В ОАО «РЖД» говорят: по экспертной оценке без господдержки реализация проекта невозможна, что подтверждается и мировым опытом.
Варианты финмодели ВСМ предлагают различные меры поддержки: капитальный грант на этапе строительства либо субсидии на этапе эксплуатации, пояснили в компании. Эти параметры заложены в проект заявки частной концессионной инициативы на ВСМ Москва – Казань, которую рассматривают ведомства. В ОАО «РЖД» заверили, что по расчетам, подтвержденным международными экспертами, у ВСМ будет высокий пассажирский спрос благодаря 15 транспортно-пересадочным узлам, в том числе в аэропорту Нижнего Новгорода, и развитию сети скоростных маршрутов, тяготеющих к линии.

Государство, подчеркивают в монополии, является одним из главных бенефициаров проекта, поскольку за первые 12 лет эксплуатации ВСМ прирост ВВП составит 13,4 трлн руб., доходы бюджетов всех уровней – 2,63 трлн руб.
Партнер «Инфралекс» Максим Черниговский поясняет, что вместо капитального гранта можно было бы выплачивать плату концедента на эксплуатационной стадии, но это заведомо большая сумма: грант предоставляется единоразово, а плата концедента на эксплуатационной стадии будет увеличиваться на стоимость капитала, проценты по кредиту и субординированному финансированию участников или акционеров.