ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

На сети РЖД усилят меры обеспечения безопасности

7 апреля 2017 г. 16:00

– Шевкет Нургалиевич, какие поправки в российское законодательство предложено внести на сети РЖД?

– Речь идет о рисках, связанных с эксплуатацией подвижного состава. Напомню, что в 2015 году в ОАО «РЖД» настаивали на том, что необходимо признать потенциально опасной продукцией подвижной состав. Теперь это сделано. В Минтрансе РФ поддержали наше предложение. Благодаря этому во многом мы ушли от рисков аварийных случаев, связанных с боковинами, хребтовыми рамами, которые обострились, напомним, в 2014–2015 году.
Однако в обороте осталась другая, в том числе контрафактная продукция, применение которой несет повышенные риски для железнодорожных перевозок. И мы сейчас ставим вопрос расширить понятие потенциально опасной продукции, распространив ее на детали вагонов. Это необходимо закрепить в федеральных нормативных актах по техничекому регулированию.

Есть продукция, срок службы которой четко не регламентируется. Для примера возьмем подшипник. С его качеством связано 60% рисков возникновения неисправностей в буксовом узле вагона в пути следования. При этом срок службы данной детали не установлен. В заводской документации указывается, что она может эксплуатироваться и 30, и 50 лет.

Аналогично – рельс, который устанавливается на путях общего пользования. Для него опять-таки есть только назначенный срок службы. Но при этом не прописано тех гарантий, которые могут быть положены в методики обеспечения безопасности в период эксплуатации на сети РЖД данной продукции.
Иными словами, необходимо определить тот срок, после которого использование продукции становится потенциально опасным. Это сейчас одна из основных задач, которую необходимо решить.

Другая задача связана с развитием культуры обеспечения безопасности. Это модель поведения персонала по отношению к корпоративным правилам, определяющая приоритет в обеспечении безопасности при выполнении всех производственных процессов. Это требования, которые вытекают из положений менеджмента безопасности. Необходимо обеспечить выполнение установленных правил. Иначе сложно гарантировать безопасность процессов на железнодорожном транспорте. Соответственно целесообразно сделать обязательным внедрение системы менеджмента безопасности для всех участников транспортного рынка – именно как площадки для развития риск-ориентированного подхода и культуры безопасности.
Эти предложения должны быть положены в основу проекта документов, которые считаю крайне важным внести в виде изменений в российское законодательство – на уровне двух отдельных нормативных актов или поправок в положения ПТЭ. Соответствующие инициативы выдвинуты для реализации в 2018 – 2019 гг. В первую очередь – по поводу потенциально опасной продукции. В Минтрансе РФ встретили поддержку этой инициативе. Так что публичное обсуждение проекта поправок на эту тему можно будет провести уже в текущем году.

– На VII Международном форуме «Безопасность на транспорте» прозвучала идея создания групп быстрого реагирования на транспортной инфраструктуре – в том числе, железнодорожной. Кто этим должен заниматься?

– Это касается ведомственной охраны. Речь идет о необходимости улучшить процедуры проверок фактов, которые могут нести в себе угрозы для людей или процесса перевозок – например, на вокзалах и объектах с повышенной степенью опасности. Скажем, на станциях и железнодорожных переездах, через которые могут, в частности, следовать поезда с опасными грузами. И ДТП может привести к серьезным последствиям.

– Какие еще дополнительные меры обеспечения безопасности сейчас обсуждаются и могут быть введены на железнодорожном транспорте?

– Прежде всего, это вопросы, связанные с сертификацией и категорированием транспортных объектов. Для их решения требуется выделением определенных ресурсов. В этом плане мы тесно взаимодействуем с Минтрансом и другими федеральными органами власти. Необходимо обеспечить техническое сопровождение и внедрение соответствующих средств на объектах, подлежащих категорированию. Следует уточнить, как обеспечить гарантированный уровень их надежности. Что касается внедрения систем промышленного телевидения, умных камер, цифровых устройств автоматики и телемеханики, то этим мы уже занимаемся. И со своей стороны мы делаем все возможное для внедрения современного оборудования для обеспечения безопасности движения.

Беседовал Александр Солнцев