ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Ловушки для экономистов и регуляторов

30 июля 2018 г. 16:00

В том, что если вы не знаете, как формируется показатель, как построена система его учета, вы наверняка сделаете неправильный вывод.

Вот пример: в качестве одного из показателей оценки работы РЖД был выбран показатель доли отправок, доставляемых с просрочкой, и целевым ориентиром стала определенная величина значения этого показателя. После того как этот показатель стал одним из тех, по которым оценивается работа РЖД, он начал внезапно и резко улучшаться: если в 2013 году с просрочкой доставлялось 22,5% всех отправок (считая и груженые, и порожние), то в 2014 г. – уже 12,9%, в 2015 г. – 7,1%, а к 2016 г. этот показатель снизился до неприличных 3,9% (в том числе 3,3% для груженых отправок и 4,3% – для порожних).

Как известно, ларчик открывался просто: грузоотправители подписывали договоры на увеличение сроков доставки грузов. Например, если у вас при сроке доставки 5 суток отправка приехала через 7 суток, то в общем случае ОАО «РЖД» должно вам выплатить (в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ)  штраф в размере 9% за каждые сутки просрочки. Но если вы «добровольно» заключили с ОАО «РЖД» договор, согласно которому разрешаете ему увеличить величину нормативного срока доставки,  скажем, на 5 суток, то все отправки, пришедшие, например, на сутки или двое позже установленных норм, будут учтены не как прибывшие с просрочкой, а как прибывшие в срок. Таким образом, сама по себе просрочка не уменьшилась, но формально показатель просрочки улучшился. О том, что грузоотправители, мягко говоря, не слишком довольны этими договорами, они неоднократно говорили и на различных отраслевых конференциях, и в рамках интервью для исследования «Индекс качества» журнала «РЖД-Партнер», но это лишь слова, а если брать об
ъективные данные – статистику, то кажется, будто ситуация улучшается.

В итоге если на показатели просрочки будет смотреть не железнодорожник, а кто-то более поверхностный, например журналисты (из нетранспортных изданий, разумеется), или члены правительства, или иные люди без железнодорожного образования (то есть не изучавшие дисциплину «Статистика железнодорожного транспорта»), то они подумают: «Как улучшилась работа РЖД!».

Но проблема заключается в том, что формальные показатели улучшатся, однако неудовлетворенность грузоотправителей и грузополучателей сохранится и даже, возможно, усилится.

В июньском номере журнала «РЖД-Партнер» (2018. № 11–12) опубликован материал по итогам исследования «Индекс качества». Один из экспертов проекта, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. э. н. Дмитрий Мачерет, комментируя причины ухудшения Индекса качества, справедливо отмечает: «Нельзя не обратить внимания на неуклонное снижение оценок показателя «соблюдение сроков доставки» уже пятый квартал подряд, что диссонирует с ростом отчетной скорости доставки и высокой долей отправок, доставленных в установленный срок. Причину позволяют понять интервью грузоотправителей. Их наибольшее недовольство вызывает расширяющаяся практика принуждения к заключению соглашений о продлении сроков доставки. Такие соглашения, безусловно, позволяют улучшить статистику доставки отправок в установленные сроки, но, как показывает практика, приводят к ухудшению оценок качества услуг клиентами. А ведь рыночный субъект должен работать не на показатель, а на клиента».

Отсюда вытекает важный урок для экономистов: недостаточно смотреть на голые цифры, необходимо, во-первых, понимать, как они формируются, а во-вторых, учитывать то, что не все, что кажется нам улучшением, на самом деле является таковым.