ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Когда построят метро в Омске?

1 февраля 2018 г. 16:00

Готово на треть

Метро в Омске запланировали еще советские конструкторы. Сибирский город-миллионник, растянутый вдоль Иртыша, должен был обзавестись метрополитеном из трех линий. В 1979 году провели экспертизу, по результатам которой одобрили схему развития сети. Но в период СССР метрополитен так и не появился.

С начала 90-х гг. власти периодически выделяли деньги на реализацию проекта. Но полностью готовы сегодня лишь два объекта: метромост (на который потратили около 3,4 млрд руб.) и станция «Библиотека имени Пушкина».

«В настоящее время в стадии незавершенного строительства находятся объекты первого пускового участка первой линии Омского метрополитена общей протяженностью 4,3 км из 7,1 км», – рассказал заместитель министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Игорь Лукьянов, отметив, что общая сумма вложений в метрополитен с начала строительства составляет 12,9 млрд. руб. За эти деньги в том числе провели и работы по разработке котлованов станций «Заречная», «Кристалл» и сооружению перегонных тоннелей между ними.

Сегодня общая готовность метрополитена составляет 35,9%.

Направляем потоки людей

Несмотря на перебои с финансированием, власти Омска пока не оставляют проект, который еще в 2007 году был утвержден генпланом.
«Предусмотрено строительство трех линий метрополитена, целью работы которых является обеспечение быстрой и комфортной транспортной связью населения с центром города, периферийными районами, промышленными, общественными, рекреационными, деловыми зонами», – говорится в решении Омского городского совета. Трассы линий распределили тоже не просто так – чиновники говорят, что изучили главные направления социально-экономического и территориального развития города и проложат маршрут метрополитена таким образом, чтобы разгрузить городские потоки.

Однако эксперты уверяют: метро в Омске, может, и понадобится. Но не сейчас.
«Лично я сомневаюсь в целесообразности проекта, – говорит директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – Чтобы омское метро эксплуатировалось, как нужно, требуется два условия: во-первых, возврат к снижению производительности труда и привлечению больших человеческих ресурсов на объекты массового производства, восстановлению массовых заводов, куда идет метрополитен – а это небольшой регресс. Во-вторых, необходимо резкое увеличение численности жителей в городе, агломерации, чтобы как-то оправдать строительство такого крупного объекта, как метро. Но оба варианта невозможны. Потому как сегодня появился мощный сектор экономики, который не связан с массовым использованием людей в одном месте. Да и численность населения в городе небольшая и резкого притока миграции здесь не ожидается».
  
Согласен с ним и эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. Специалист объясняет: советское метро хорошо только в городах с советской экономикой.

«Если в городе метро все еще нет – значит, оно и не нужно! Решение по строительству метро в Омске и других городах, где метро недостроено, было принято в советские годы, когда существовали градообразующие предприятия. Нужно было толпы народа ударно доставлять до работы, до завода. Сейчас же в корне изменилась ситуация. Количество рабочих сократилось в разы, смены рассредоточены и такой нужды в метро больше нет», – рассказывает эксперт.

Ищем деньги и инвестора

Концепция омского метро сегодня такова: первый пусковой участок – от станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» до станции «Соборная» («Автовокзал») с электродепо по ул. Рокоссовского. Второй пусковой участок – строительство линии до станции «Торговый центр» и продолжение строительства в сторону аэропорта Омск-Федоровка.

Но только для ввода в эксплуатацию первого пускового участка протяженностью 7,1 км и электродепо необходимо 22,2 млрд руб. в ценах 2013 года. Сегодня эта цифра еще выше. И таких денег у области нет.

П«равительство Омской области неоднократно обращалось в федеральные органы исполнительной власти, в том числе к президенту и председателю правительства с просьбой финансировать строительство метро за счет средств федерального бюджета, а также подготовило предложения по рассмотрению концессионных схем. Но, по мнению Министерства финансов и Минтранса, реализовывать проект необходимо за счет бюджетов Омской области и города, а также за счет источников, привлекаемых регионом на возвратной основе», – рассказывает И. Лукьянов.

И подытоживает: из-за ограниченного бюджета области и отсутствия инвестора губернатор региона создал комиссию, которая должна будет выработать решения по дальнейшим действиям в отношении Омского метрополитена. А пока решения нет – работы в метрополитене могут вновь начаться.

В этом году планируют выделить на продолжение строительства метро около 792 млн руб. Правда, экспертам эта сумма кажется ничтожно малой.

«Конечно, для метрополитена глубокого заложения это ничто, – отмечает В. Валдин. – Это выброшенные деньги и транжирство. Деньги, которые не окупятся и даже не вернутся обратными инвестициями в развитие городской территории».

Проездной есть, а метро – нет

Пока чиновники раздумывают о судьбе омского метро (а за последнее десятилетие метрополитен планировали и законсервировать, и соединить с наземным транспортом), эксперты в один голос заявляют: лучшее решение сегодня это остановить стройку и поддерживать метрополитен в рабочем состоянии.

«Уничтожать проект не нужно. Он требует заморозки, консервации. А выделяемые деньги направлять на эти нужды», – говорит М. Якимов.

По словам экспертов, консервация обойдется городскому бюджету в разы дешевле, чем стройка.
Правда, какой вариант чиновники выберут, покажет время. Но мечты о метрополитене власть имущих не оставляют: когда этот материал уже был готов, журналисты портала «Омскинформ» опубликовали итоги обсуждения в городской администрации новой маршрутной сети Омска. На заседании приняли решение ввести единый проездной билет на все виды транспорта, включая метрополитен.