ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Камни на шее качества

11 сентября 2018 г. 16:00

По мнению респондентов, общий уровень цен в 2018 году установлен слишком высоко. И для некоторых особенно чувствительна экспортная надбавка. «Причем здесь надо принять во внимание волатильность мировых цен на металл, в то время как у ОАО «РЖД» уровень экспортной надбавки остается постоянным», – заметили на одном из металлургических комбинатов. Для владельцев низкодоходных грузов тариф также в II квартале получался высоким, особенно при дальних расстояниях. Как привел пример интервьюируемый, при отправке на Дальний Восток доля железнодорожного тарифа в транспортных затратах доходит до 40%.

Вызывает раздражение и факт монетизации дополнительных услуг, которые ранее были бесплатными. Например, в АС ЭТРАН стал платным запрос документов, которые хранятся в архиве свыше 1 месяца. Есть и другие аналогичные вещи. «По тарифам понятно, что деваться некуда, а вот платные дополнительные услуги мы расцениваем как навязывание со стороны перевозчика, в частности, это электронная площадка, которая не работает», –
сказал респондент.

Были в II квартале и такие грузовладельцы, которых тариф РЖД не устраивает в принципе, а его неизменность оценивается, скорее, уже как недостаток: «Цена нас и ранее не устраивала, а в II квартале не устраивает еще больше – у РЖД нет корреляции цен с состоянием рынков. Поэтому мы ставим низкую оценку».

При этом следует отметить противоречивость оценок респондентами тарифов ОАО «РЖД». С одной стороны, в качестве плюса в тарифной системе РЖД называется ее относительная стабильность, которая закладывается на год. С другой, вызывает недовольство отсутствие корреляции тарифа с состоянием товарных рынков. «Совмещение тарифной стабильности и гибкости, безусловно, сложная задача, но грузоотправители, по сути, предъявляют именно такое требование, и этого нельзя не учитывать», – отметил первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет.

Критерий «Стоимость услуг компаний-операторов» уже четвертый квартал подряд сохраняет свое значение, причем самое минимальное из всех показателей исследования (40 баллов). Как говорят отправители, порой вообще не купить подвижной состав ни за какие деньги, даже ссылаясь на большие объемы погрузки, удобный маршрут и выигрышную логистику.

«Операторы ведут себя хуже, чем ОАО «РЖД», – возмутился один из грузовладельцев. – Этот сезон стал напряженным в связи с активным вывозом зерна. Из-за этого хопперы в дефиците, ставки – бешеные. Такого уже давно не было». По его словам, даже по долгосрочным договорам рост достигал 5%, а на споте – и всех 40%.

Больше всего, по словам респондентов, подорожали крытые вагоны, цементовозы, думпкары и хопперы. При этом ставка на полувагоны по сравнению с другим видом подвижного состава выросла менее всего.

В целом фиксировался достаточно большой разброс цен. Кто-то отмечал +30% с начала года, в то время как некоторые другие отправители говорили о росте в II квартале в сравнении с началом года на 50–70%. Часть отправителей заявляли о динамике в 20–30%, а кто-то и вовсе о 5–10%.

«Каждый месяц в течение II квартала ставки операторов поднимались в среднем на 5% – и в итоге к концу I полугодия достигли уровня +70–80% к Прейскуранту № 10-01, – рассказал один из грузовладельцев. – Причем по рынку мы видим серьезный разброс по ценам на предоставление полувагонов, и он достигает невероятных величин в 40–50%».

С какими-то компаниями операторы ранее заключили длинные договоры – и грузоотправители продолжают до сих пользоваться вагонами по ценам +30–40% к прейскуранту. Но некоторые (особенно те, кто только пытается зайти на рынок) сталкиваются с гораздо более жесткими условиями. «При этом даже масштабный объем перевозок (допустим, у грузоотправителя есть большой карьер с производительными мощностями 3 тыс. вагонов щебня в месяц) не играет роли. И такие компании видят ставки в +70–80% к прейскуранту», – добавил отправитель.

По ряду направлений везти груз вагонами становится экономически нецелесообразным. «Например, по отгрузке на Западно-Сибирскую дорогу стоимость перевозки сравнялась со стоимостью на автотранспорте, при этом доставка автомобилем осуществляется в 2 раза быстрее, без всяких подач/уборок, ЗПУ, простоев, а главное – от двери до двери», – заметил отправитель.

Рост ставок, безусловно, влиял на структуру перевозок в целом. Например, этим летом и весной многие грузовладельцы стали отправлять груз на автомобилях туда, куда раньше везли только железной дорогой, или начали просчитывать некоторые плечи для перехода на автотранспорт.
Однако несколько респондентов указали на то, что если в I квартале отмечались высокие темпы роста, то в II уровень цен стабилизировался, хотя и находился по-прежнему на высоком уровне.

Стоимость услуг ОАО «РЖД»

стоимость услуг_2_2018-01.jpg
Стоимость услуг компаний-операторов

стоимость услуг компаний_2_2018-01.jpg

Краткую версию исследования Индекс качества можно скачать здесь.