ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

ИПЕМ отмечает риск возникновения серого рынка пропускной способности железнодорожной инфраструктуры

27 марта 2019 г. 0:00

Такую позицию представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на круглом столе «Механизмы ответственности за обеспечение загрузки создаваемых мощностей Восточного полигона», состоявшемся 25 марта в Аналитическом центре при правительстве РФ. В мероприятии также приняли участие представители Минэнерго России, ОАО «РЖД», ряда угольных и транспортных компаний.

ИПЕМ согласен, что создание механизмов возмещения инвестиций для крупных инфраструктурных проектов очень востребовано, однако такие механизмы не должны дискриминировать кого-либо из участников перевозочного процесса. По оценкам ИПЕМ, в направлении Восточного полигона за 2018 год свои грузы направили более 1,5 тыс. компаний с более чем 1,4 тыс. железнодорожных станций, а общий перечень грузов превысил 1,7 тыс. наименований. «В таких масштабах риск того, что чьи-то интересы будут ущемлены в результате закрепления пропускной способности за несколькими компаниями, очень высок, а такой подход противоречит национальным интересам», – отметил Ю. Саакян.

Глава ИПЕМ напомнил об опыте формирования рынка операторских услуг, когда вместо профессиональных транспортных компаний нишу в результате либерализации заняли финансовые организации со значительными свободными средствами, негативно повлиявшие на перевозочной процесс и существенно увеличившие затраты промышленных предприятий на перевозку грузов. «Не появится ли у нас рынок торговли пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры, которые уже сегодня являются дефицитными? К сожалению, такой рынок обязательно будет серым, – указал Ю. Саакян. – Основными бенефициарами могут стать финансовые институты, к которым вместо ОАО «РЖД» выстроится очередь из грузоотправителей, чьи расходы при этом значительно возрастут».

По мнению ИПЕМ, железнодорожный транспорт должен продолжать развиваться на принципах общего пользования для широкого круга потребителей, без привязки к отдельным грузам, грузоотправителям и без закрепления пропускной способности за отдельными компаниями. «Не надо делать из железнодорожного транспорта инструмент государственной монетарной политики, перераспределения поддержки и доходов между отдельными компаниями и отраслями. Для этого у государства есть налоговая система и государственные программы с бюджетным финансированием, – резюмировал Ю. Саакян. – Недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре – это ключевой принцип стабильности работы экономики и важнейший фактор конкурентоспособности российских производителей на внешних рынках».