ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Индекс качества теряет равновесие

14 декабря 2018 г. 16:00

Отметим, что с 2016 года это самый низкий показатель. Лишь двум (из 11) критериям исследования удалось сохранить свое значение, остальные продемонстрировали падение от 2 до 7 пунктов.

Больше всего (на 7 пунктов) уменьшился показатель «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными». По 5 пунктов потеряли «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» и «полнота удовлетворения спроса на перевозки». Чуть меньше (по 4 пункта) недосчитались «стоимость услуг ОАО «РЖД», «подача вагонов под погрузку/выгрузку по графику» и «уровень развития транспортной инфраструктуры». На 3 пункта сократился критерий «сохранность груза». Остальные – «оперативность согласования заявок (в том числе на перевозку повагонной/групповой отправкой, на разовую перевозку)» и «техническое состояние вагонов» – уменьшились на 2 пункта.

«III квартал – период традиционного спада (как минимум – стагнации) Индекса, обусловленного сезонным фактором. В данном периоде сезонность наложилась на пик перевозок угля и введение платы за часть услуг, оказываемых при работе с АС ЭТРАН, что вызвало негативную реакцию грузовладельцев, – заметил директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. – Помимо стоимостного показателя, традиционно для высокого сезона уменьшились оценки по таким традиционно проблемным показателям, как соблюдение сроков доставки, полнота удовлетворения спроса на перевозки и т. п.».

При этом эксперты Индекса выдели здесь два блока – ценовые и неценовые факторы. В ценовых факторах показатель оценки стоимости услуг операторов не меняется уже пять кварталов подряд, причем он находится на крайне низком уровне (40 баллов) и без перспектив улучшения, а вот показатель оценки стоимости услуг РЖД снизился на 4 балла. «Исходя из пояснений респондентов, можно сделать вывод, что это снижение связано с ростом цен на дополнительные (информационные) услуги и неопределенностью с параметрами тарифной индексации будущего года. Это еще раз свидетельствует в пользу модели долгосрочных тарифов, индексируемых по понятным правилам», – прокомментировал первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет.

В динамике оценок респондентов видна неудовлетворенность рынка тем, как происходит процесс формирования тарифов РЖД, или точнее – процесс их ежегодной индексации, добавил к. э. н. Фарид Хусаинов. «Большинству грузоотправителей хотелось бы в октябре уже понимать, какие тарифы будут установлены на следующий год. В этом году приказ о 8%-ной надбавке на экспорт и 6%-ной – на порожний пробег полувагонов был зарегистрирован в Минюсте только 5 декабря. Причем в промежутке между выпуском соответствующего протокола с поручением правительства и регистрацией приказа несколько раз менялось количество грузов-исключений, на которые экспортная надбавка не должна распространяться. Все это вызвало некоторую нервозность среди грузоотправителей. Кроме того, ряд решений, по которым участники рынка практически договорились, впоследствии в одностороннем порядке были отменены. Подрыв доверия к процедуре обсуждения и согласования тарифов играет не меньшую роль в этих оценках, чем сами цифры индексации», – заметил Ф. Хусаинов.

Что касается уменьшения оценок отправителей по неценовым факторам (наличие вагонов, сроки доставки, полнота удовлетворения спроса на перевозки), то, как сказал Ф. Хусаинов, негативная динамика подтверждается и различными альтернативными опросами, которые дают ту же картину: несмотря на формально хорошие показатели скорости и просрочки, на самом деле, ситуация более сложная, а наличие дефицита тех или иных родов подвижного состава ощущает большая часть грузоотправителей.

«Любопытно, что наиболее высокие показатели оценки работы РЖД фиксировались до введения запрета на продление срока службы вагонов (оценки 2014–2015 гг.), после этого показатели, оценивающие дефицит вагонов и удовлетворенность спроса, покатились под откос. А эти показатели, в свою очередь, потянули вниз и общие показатели индекса качества. Таким образом, можно сказать, что все ключевые проблемы, от которых сегодня страдают грузоотправители, имеют рукотворный, искусственный характер и порождены действиями регуляторов, а не рыночными силами», – подытожил он.

Судя по мнениям опрошенных грузовладельцев, корень проблем находится в сочетании сохраняющегося дефицита вагонного парка с усилившейся углецентричностью организации транспортного обслуживания: имеющийся парк вагонов в первую очередь используется для осуществления перевозок угля, а другие отправители обеспечиваются вагонами по остаточному принципу. «Примечательно, что в условиях дефицита подвижного состава, несмотря на списание старых вагонов и параллельное обновление парка, оценка технического состояния вагонов снизилась. Во-первых, собственники не всегда успевают приводить их в порядок, а во-вторых, они и не слишком мотивированы к этому, так как у потребителей зачастую просто нет выбора», – говорит Д. Мачерет.

По его мнению, в целом системное ухудшение оценки потребителями качества услуг на рынке грузовых перевозок требует комплексных мер со стороны всех транспортных компаний, занимающихся оказанием услуг в этой сфере, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли и предотвратить уход грузов, особенно высокодоходных, на другие виды транспорта.

Скачать краткую версию исследования «Индекс качества» можно здесь.