ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Экспорт в контейнерах – дело тонкое

1 сентября 2017 г. 16:00

Все пути ведут в АТР?

Согласно документу, поддерживать планируется экспорт как машиностроительной, так и, например, фармацевтичес¬кой и легкой промышленности. Кроме того, особое внимание будет уделяться наращиванию экспорта товаров народного потребления – это как раз та самая категория, которая тяготеет к перевозке в контейнерах.

Сегодня много говорится о контейнеризации, и этот показатель, безусловно, растет. Однако коэффициент грузов, перевозимых в контейнерах, от общего объема контейнеризуемых товаров на железной дороге по итогам 2016 года составил 5,3% по сравнению с 4,9% годом ранее, сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания – филиале ОАО «РЖД». Это в 3 раза ниже уровня контейнеризации в ЕС и почти в 4 раза, чем в США. Соответственно, повышение уровня контейнеризации в средне- и долгосрочной перспективе будет одним из основных факторов роста контейнерного рынка. Для этого операторы и РЖД увеличивают скорость доставки, развивают сервисы и технологии по обработке контейнеров и контейнерных поездов. Но что же сдерживает развитие контейнерных перевозок в России и на экспорт и как обойти острые углы?

Начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев отмечает, что сегодня рост спроса на контейнерные перевозки формируется преимущественно за счет стран Азии, а также других развивающихся государств. «С середины 2015 года контейнерные перевозки вновь пошли в рост. Основные проблемы здесь – недостаточные темпы восстановления потребительского спроса, отягощенные низкими доходами населения, а также малая доля производства технологичных потребительских товаров в обрабатывающей промышленности», – считает эксперт.

По данным Российского экспортного центра, основной вклад в увеличение общего экспорта в первой половине 2017 года внесло топливо (75% совокупного прироста), а несырьевого неэнергетического – металлопродукция (45%), продовольствие (16%) и химические товары (15%). В общем экспорте доля несырьевых товаров снизилась на 0,7 п. п. по сравнению с I полугодием 2016-го и составила 53,7%, несырьевых неэнергетических товаров – на 3 п. п. (до 34,1%). Во второй половине года ожидается некоторое повышение доли несырьевых неэнергетических товаров в силу сезонных особенностей экспорта и рыночной конъюнктуры. Тем не менее сегодня российский экспорт – это не только сырье. «У России, помимо традиционного экспорта углеводородов и продуктов нефтехимии, сейчас несколько активно развивающихся направлений. Из них наиболее популярные – продукция деревообработки и продукты питания», – отмечает генеральный директор Petra Logistics Олег Семенов.

Так, ООО «Объединенные кондитеры» отправляет в контейнерах в Китай, Туркмению и Монголию карамель, шоколад, печенье, шоколадные конфеты, зефир, пастилу, сухие завтраки, вафли, вафельные торты, мармелад, бисквиты, пряники. Такой способ доставки в компании предпочитают потому, что товар приходит в минимальные сроки и сохраняет качество продукции в момент реализации.

По наблюдениям генерального директора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика, именно несырьевой экспорт является самым перспективным. «Этот сервис «РЖД Логистика» запустила почти полгода назад, и за это время нам удалось добиться впечатляющих результатов. Мы действительно совершили прорыв в отрасли, когда впервые организовали ускоренные контейнерные поезда из России в Китай с очень хорошими сроками доставки – не более 14 суток. Поначалу нам стоило значительных усилий привлечь первых грузоотправителей, однако мы протестировали сервис, смогли устранить некоторые недочеты и в итоге наладили работу», – рассказывает глава компании.

Отметим, что этот проект был реализован вместе с Российским экспортным центром. Таким образом, участники рынка совместными усилиями стараются донести ценность нового продукта до российских экспортеров. «B результате мы вывели этот сервис на регулярную основу: поезда отправляются раз в две недели. Безусловно, это было бы невозможно без заинтересованности российских производителей в продвижении своих товаров в Китае. На сегодняшний день наша компания организовала доставку продуктов питания, легковых автомобилей, металлов, пластмасс и изделий из них, а также синтетических моющих средств», – говорит В. Валентик.

Объемы пока небольшие, но в РЖДЛ уверены, что в дальнейшем произойдет увеличение спроса со стороны грузоотправителей в России и грузополучателей в Китае. По мнению участников рынка, этому будет способствовать принятое не так давно решение правительства о выделении транспортных субсидий. «Отличный пример – субсидирование экспорта в Китае как инструмент господдержки собственной экономики. Государство частично компенсирует своим производителям транспортные расходы при экспорте в Европу по Шелковому пути. Как итог – двукратный рост объема перево-зок из КНР в страны ЕС только за последний год», – комментирует В. Валентик.

По данным РЭЦ, при общем увеличении экспорта с начала года на 29% наибольшие темпы показал экспорт в Юго-Восточную Азию (+64%), Восточную Азию (+34%), Восточную Европу (+33%), а также трейдерам и в офшоры (+33%). Худшая динамика зафиксирована по экспорту в Тропическую Африку (-13%). Главными контрагентами России по экспорту в I полугодии 2017-го традиционно были Нидерланды (11,2%) и Китай (10,9%), третье место заняла Германия (7,3%).

Не без помощи государства

По мнению В. Валентика, субсидирование может помочь как производителям-новичкам, только выходящим на азиатский рынок, так и опытным экспортерам для дополнения, а иногда и замещения традиционных морских перевозок сухопутными маршрутами. «Сегодня доставка по железной дороге в 3 раза быстрее, чем по морю. Если она будет еще и сопоставима по цене, это значительно увеличит потенциал несырьевого российского экспорта», – уверен он.

По словам ведущего специалиста по таможенному оформлению ООО «Объединенные кондитеры» Руслана Насонова, при выборе способа доставки продукции на экспорт их компания ориентируется на стоимость услуг и сроки доставки. Поэтому он уверен, что рост несырьевого экспорта в контейнерах, в том числе по железной дороге, возможен при повышении внешнеэкономического развития на всемирном рынке в части продуктов питания. Этому будет способствовать и относительно невысокая стоимость транспортировки продукции, и оптимальные сроки доставки. Развитие перевозок позволит увеличить периодичность отправки сцепов и снизить стоимость доставки за счет возврата импорта.
Эксперты также отмечают, что представителям малого и среднего бизнеса достаточно сложно организовать отправку из-за того, что масштабы их груза неинтересны РЖД. «Если ты сравнительно небольшое экспортное предприятие с оборотом от 10 контейнеров, то получить сервис от РЖД, сравнимый с сервисом от морских линий, практически невозможно. К тому же ставки на море сейчас от $1 тыс.», – отмечает О. Семенов.

Однако ситуация постепенно меняется. «Мы как официальный транспортно-логистический оператор экспортного сервиса заинтересованы в привлечении экспортеров, увеличении грузопотока и популяризации перевозок по железной дороге. Но важно отметить, что основную выгоду от мер господдержки получим не мы, а российские товаропроизводители, которые смогут на более выгодных условиях отправлять свою продукцию за рубеж, тем самым развивая российскую экономику», – комментирует В. Валентик.

В то же время К. Бушуев отмечает, что усиление конкуренции на контейнерном рынке России уже положительно сказывается на динамике перевозок. «Но пока внутренний потребительский спрос остается слабым, импорт продукции в контейнерах может быть под давлением. При этом для развития экспорта в контейнерах России необходимо повышать конкурентоспособное производство потребительских и технологичных изделий, так как именно эти категории товаров, а не сырье используют контейнерные перевозки. В этом состоит секрет долгосрочного успеха российской экономики. Решение этой задачи, в свою очередь, будет способствовать более эффективному грузообороту контейнеров», – резюмирует он.