ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Эксперты о железной дороге в обход Украины спустя год: линия оправдала задачи

29 августа 2018 г. 7:00

С предложением построить участок железной дороги, который позволял бы осуществлять перевозки в южном направлении, не попадая на территорию Украины, руководство ОАО «РЖД» официально выступило весной 2014 года. Но сама эта идея – пустить поезда в обход соседнего государства – не новая. Реализацию проекта ускорила политическая ситуация.

Заметим, что до появления дороги в обход Украины российские поезда южного направления, в том числе Москва – Адлер, были вынуждены проезжать 37-километровый участок по Луганской области Украины и пересекать госграницу дважды.

Возведение земляного полотна под будущую железнодорожную ветку началось в апреле 2015 года. А в сентябре председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующий документ о строительстве, отметив, что проект призван обеспечить независимое и устойчивое движение поездов в южном направлении. Среди плюсов строительства дороги в обход премьер добавил возведение жилья и социальной инфраструктуры рядом с новой веткой, появление новых дополнительных рабочих мест и улучшение транспортных связей между областями и районами.

Рабочее движение по новой железнодорожной линии было открыто 7 августа прошлого года, регулярное грузовое в рамках тестовой эксплуатации – 20 сентября. Движение пассажирских поездов было запущено в ноябре. Спустя еще месяц все поезда южного направления были переведены на движение по новой железнодорожной линии.

Длина двухпутной электрифицированной железнодорожной линии, полностью находящейся в России, составила 137 км. Магистраль всего на 30 км длиннее прежнего участка и расположена на территории Воронежской и Ростовской областей на расстоянии от 5 до 25 км от границы с Украиной. В целом строительство обошлось в 56 млрд руб. Нагрузка на данный участкок – 62 пары пассажирских и 30 пар грузовых поездов.

Также на территории Ростовской и Воронежской областях было построено семь новых станций, где останавливаются поезда пригородного и дальнего следования: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в конце 2017 года заявил, что приветствует запуск поездов дальнего следования в обход. «Пусть ездят, где угодно, кроме Украины. Никаких последствий нет», – сказал он.

Спустя год после запуска обходной железной дороги вокруг Украины сторонники проекта обращают внимание на то, что она, как и Крымский мост, была построена существенно раньше срока (строительство планировалось завершить в этом году). В связи с этим они говорят о безоговорочно позитивном экономическом эффекте от реализации проекта в 2018 году.

При этом они отмечают, что строительство дороги решало в первую очередь политические вопросы обеспечения гарантий безопасности и надежности грузовых и пассажирских перевозок в условиях, когда отношения между Россией и Украиной продолжают ухудшаться и обе стороны применяют различные меры, ограничивающие торговлю и транспортное сообщение.

В пресс-службе ОАО «РЖД», комментируя вопросы о результатах года работы новой железнодорожной линии, отметили, что компания выполнила строительство линии Журавка – Миллерово в соответствии с поручениями президента и правительства РФ.

«Основной целью проекта было повышение безопасности перевозки грузов и пассажиров и обеспечение устойчивого, независящего от внешних факторов транспортного сообщения на южном направлении. Как и ожидалось, новая линия обеспечивает устойчивое движение поездов на южном направлении. Поскольку участок теперь целиком проходит по территории РФ, транспортные связи между областями и районами нашей страны улучшились», – сообщили в компании.

Но объемы пассажиропотока и грузоперевозок за истекший период в РЖД раскрывать отказались, сославшись на то, что по конкретному участку железной дороги это коммерческая тайна.

Позицию о том, что железная дорога в полной мере выполняет свою транспортную задачу, РЖД-Партнеру высказала и директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) НИУ ВШЭ и профессор факультета экономических наук Татьяна Кулакова. «Пассажирам не надо пересекать границу два раза. Другими словами, с точки зрения решения вопросов пользователей и экономии транспортных издержек новая железнодорожная линия эту задачу решает», – отметила она, оценивая год работы линии.

Называть конкретные сроки окупаемости, по мнению Т. Кулаковой, спустя всего год еще рано.

Более категоричным оказался председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков. По его мнению, построенная линия в обход Украины не окупится никогда. «Это не вопрос окупаемости, а политических отношений России и Украины. Выгоднее было бы продолжать эксплуатировать существующую линию, которая несколько километров без остановок проходила по территории Украины. Это решение – следствие политики, а не экономики. И весь результат от открытия и работы дороги лежит в политической плоскости: в том, что поезда теперь не проезжают по территории Украины. И все. Никаких других результатов нет. Да, эта дорога позволяет чуть выше развивать скорость, но это только несколько минут экономии для пассажирских поездов. Это несущественно», – сказал К. Янков, добавив, что дорога построена не по стандартам ВСМ, а по стандартам обычной железной дороги с максимальной скоростью 160 км/ч.

Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта и ведущий эксперт отрасли Павел Иванкин подчеркнул, что проект строительства новой линии сам по себе не был коммерческим. Как другие эксперты РЖД-Партнера, он обратил внимание главным образом на цель проекта – исключить движение по территории Украины.

«Размеры движения, по сравнению с теми, которые были до строительства, не изменились. За год никаких ЧП не произошло и те же объемы следуют по данному участку. Это говорит о том, что обход себя оправдал», – прокомментировал эксперт.

Получить комментарий от государственного перевозчика Украины – Украинской железной дороги (ПАО «Укрзализныця») – оперативно не удалось.

Стоит добавить, что несмотря на те позитивные результаты, которые были достигнуты после открытия дороги, само строительство железной дороги в обход Украины сопровождалось не только положительной реакцией, но и критикой. Так, жители двух районов Ростовской области, которые находятся на границе с Украиной, не раз жаловались, что строительная техника РЖД разбила им дороги.

В начале июля этого года стало известно, что РЖД перечислили региону 2 млрд руб. на ремонт дорог, которые пришли в негодность при строительстве железнодорожной ветки.