ph
8-812-385-59-20

Санкт-Петербург

ph
8-495-540-53-57

Москва

ph
8-800-333-48-47

Бесплатно по России

Eesti Raudtee – аутсайдер региона

15 августа 2017 г. 16:00

Lietuvos gelezinkeliai по-прежнему специализируется в большей степени на перевозках литовских и белорусских минеральных удобрений и нефтепродуктов. У предприятия нет зависимости от транзита российского угля и нефтепродуктов, как у соседей, поэтому в отчетном периоде не зафиксировано особого снижения потоков. В то же время в работе латвийской Latvijas Dzelzcels, которая годами является коридором для транзита российских энергетических грузов, наблюдается заметное сокращение тоннажа нефтепродуктов и других грузов. Уголь пока что здесь наоборот в тренде, и его перевозки в Латвии растут.

Эстонское же направление переживает не лучшие времена. Прошло уже 10 лет с момента сокращения российского экспорта, и минусы больно ударили по транспортной и логистической отраслям страны. Сегодня треть перевозок Eesti Raudtee составляют минеральные удобрения, по две трети – нефтепродукты и горючий сланец.

Литовские рельсы на службе белорусских потоков

В I полугодии 2017-го Lietuvos gelezinkeliai увеличила грузоперевозки на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 24,45 млн т. Рекордно успешный июнь этого года с приростом на 12% позволил шагнуть на ступеньку вверх и стать лидером. Плюсовая динамика обусловлена транспортировкой калийных минеральных удобрений предприятия «Беларуськалий», нефтепродуктов с белорусских НПЗ и домашнего НПЗ в Мажейкяе.

Так, в отчетном периоде перевезено 7,8 млн т минудобрений (+22%). Большая часть груза приходится на долю белорусских калийных удобрений, небольшие партии представлены литовскими фосфорными и азотными удобрениями. В указанных компаниях от комментариев воздержались, ссылаясь на закрытость информации.

Следующая традиционная товарная группа Lietuvos gelezinkeliai – нефть и нефтепродукты. Их транспортировка за I полугодие сократилась на 17%, до 6,7 млн т. Проседание большое и вызвано рядом причин.

Летом 2016 года Россия более чем на треть сократила поставки нефти Белоруссии, а в октябре – еще на 15%. Как сообщили в Lietuvos gelezinkeliai, в I квартале текущего года российские компании снизили поставки нефти в Белоруссию до 4 млн т вместо 6 млн т, необходимых для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ в квартал. В итоге рухнули объемы нефтепродуктов с Мозырского и Полоцкого НПЗ, следующие транзитом через Литву. Оживление перевозок стало возможным в мае, после того как в апреле 2017 года страны договорились об условиях поставок нефти Белоруссии.

«Поставки российской нефти возобновились с середины апреля. Между странами достигнуто соглашение о распределении 24 млн т нефти для белорусских НПЗ», – заявил прессе глава Дирекции грузоперевозок Lietuvos gelezinkeliai Эгидиюс Лазаускас. И еще один фактор, повлиявший на отрицательную динамику транспортировки нефтепродуктов за 6 месяцев, – весенний ремонт НПЗ Orlen Lietuva в Мажейкяе.

Крупнейшими партнерами по перевозкам в отчетном периоде стали Белоруссия, Россия, Польша, Украина, Латвия, Казахстан, Китай. Основная доля грузов (8,7 млн т, снижение на 0,5%) перевозится в сообщении Белоруссия – Литва, Литва – Белоруссия, и они остались на уровне I полугодия 2016-го.

В сообщении Россия – Литва, Литва – Россия транспортировано 7,1 млн т грузов (+20 %). При этом увеличились объемы угля на 40%, нефти и нефтепродуктов – на 56%.

Транзит в Калининград составил за 6 месяцев года 5,3 млн т (+15%). Основными грузами в данном направлении являются уголь (+42%), нефть и нефтепродукты (+28%), продукты питания (+1%), продукты растительного происхождения (-12%), металлы (-16 %).

В компании отмечают положительные тенденции на рынке, рассчитывая на общий рост экономики, тесное сотрудничество с железнодорожными администрациями. Надо отметить, что у Lietuvos gelezinkeliai амбициозные планы – оказаться среди 5 крупнейших грузоперевозчиков в Европейском союзе. В связи с этим в 2017 году ожидается рост грузоперевозок на 5–6% к уровню 48,6 млн т, перевезенных в 2016-м.

Основной груз в Латвии – уголь

Латвийская железнодорожная компания Latvijas dzelzcels за I полугодие 2017-го транспортировала 24,2 млн т грузов, что на 1,2% больше, чем за I полугодие 2016-го. То есть практически столько же, что и годом ранее.

Некоторые товарные группы пережили падение, связанное с сезонностью, другие – рост, который уравновешивает общий объем грузов. С учетом сезонности транзитной сферы, в июне отмечалось снижение потоков.

Основных грузопотоков у предприятия два – растущие угольные и постепенно снижающиеся нефтепродуктовые. В I полугодии 2017-го больше всего транспортировано угля – увеличение на 39,9%, до 10,2 млн т. Скачок обусловлен спросом из-за растущих цен на европейских рынках. По данным стивидоров, в отчетном периоде стоимость угля колебалась в январе – марте от $58 за т до $85 за т в апреле – мае. Кроме того, в зимние месяцы Latvijas dzelzcels перенимала дополнительные объемы к перевозке в связи с замерзающими портами в других странах.

Уголь составляет почти 50% от всего объема грузов предприятия. Из 10,3 млн т 3,2 млн уходит в Вентспилс, а 6,39 млн т везут к терминалам Рижского порта.

По неофициальным данным, с мая этого года ОАО «РЖД» не подтверждает планы грузовладельцев, которые готовы поставлять куда бОльшие партии угля в сторону латвийских портов.

Нефтепродуктовые грузы занимают вторую позицию у Latvijas dzelzcels, и это примерно треть объемов. К слову, еще три-четыре года назад наливные грузы представляли половину тоннажа. В январе – июне 2017 года перевозка нефтепродуктов сократилась на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 7,61 млн т. По мнению экспертов рынка, предприниматели в целом уже не особо делают ставки на данный бизнес, нефтепродукты падали и продолжат свое падение почти по эстонскому сценарию. Планы реализуются: о диверсификации своих грузов в России было заявлено примерно 20 лет назад.

Согласно номенклатуре, в целом динамика перевозок компании за полугодие отрицательная. Так, минеральных удобрений в связи с ослаблением спроса на рынке перевезли 1,78 млн т (-11,8%). Химических продуктов (аммониак, метанол и др.) – 637 тыс. т (-13,2%), древесины – 551 тыс. т (-32,7%), зерна – 505 тыс.т (-29,9%). Отмечается, что объем перевозки зерна постепенно увеличивается. В этом сезоне, который только начался, ожидается прирост зерновых на 15–20% по отношению к предыдущему году.

В январе – июне у компании рос транзит по сухопутным маршрутам (+26,8%, до 1,7 млн т), транзит через припортовые станции (+2%, до 20,34 млн т) и международные перевозки (+1,2%, до 23,77 млн т). Но сократилась транспортировка по внутренним маршрутам (-1,5%, до 587 тыс. т), экспорт (-72,6%, до 189,9 тыс. т) и импорт (-26,2%, до 1,54 млн т).

По странам происхождения российские потоки занимают около 78% всех грузов, 15% – белорусские.

В I полугодии компания LDz Logistika (дочка Latvijas dzelzcels) перевезла на 29% больше контейнерных грузов по сравнению с тем же периодом прошлого года, подтвердив таким образом увеличение потенциала в сегменте грузовых перевозок. Всего маршрутами контейнерных поездов «Зубр» и «Балтика-Транзит», а также первым испытательным рейсом из Рижского порта до города Кашгар на западе Китая было перевезено 6764 двадцатифутовых контейнера.

LDz Logistika сейчас акцентирует внимание на развитии контейнерного бизнеса, и за год с небольшим реализовала ряд проектов в этой сфере, запустив контейнерные поезда в сторону Китая и обратно. Кроме того, в ближайшей перспективе запуск составов из китайских провинций Чэнду и Шеньженя.

Разрабатывается еще один перспективный железнодорожный коридор из Индии через Россию направлением Мумбай – Рига, через иранский порт Бендер-Аббас.

«Недавно мы подписали договоры с компанией DHL Global Forwarding и RTS, что открывает новые возможности. Идет активная работа с партнерами из России, Белоруссии, Казахстана, Китая и Германии над дальнейшим развитием этого сегмента», – подчеркнул председатель правления LDz Logistika Вернер Лусис.

Однако ряд недавних мер может ослабить и без того не самую крепкую транспортно-логистическую отрасль Латвии. В начале августа дочернее предприятие латвийского перевозчика LatRailNet, принимающее решение о плате за пользование инфраструктурой, решило с 1 января 2018 года на 7% повысить тариф на железнодорожные перевозки. Что в комбинации с решением правительства страны с осени повысить акцизный налог на дизельное топливо может негативно повлиять на конкурентоспособность грузоперевозок в Латвии.

Аутсайдер региона

По инфраструктуре Eesti Raudtee за январь – июнь этого года перевезено 6,3 млн т грузов, что на 6,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам специалиста пресс-службы Eesti Raudtee Томаса Уйбопина, главной причиной сокращения грузов остается продолжающееся падение наливных грузов, которые, в свою очередь, диверсифицировали в порт Усть-Луга.

В отчетном периоде транспортировка нефтепродуктов просела на 43% и составила в общей сложности 1,4 млн т. В компании пытались замещать провал нефтепродуктами белорусского происхождения. Иногда по году перевозилось от 1 до 3 млн т различных нефтепродуктов, но сейчас эта группа товаров на дороге не так велика. Теперь налив в основном сформирован топливом для нужд внутреннего рынка Эстонии, который поставляется с литовского НПЗ Orlen Lietuva, а также есть партии с российских НПЗ. С Киришского завода уже несколько лет и вовсе ничего не поступает.

Крупнейшей группой грузов Eesti Raudtee в I полугодии были удобрения российских предприятий «Акрон» и «Еврохим» – перевезено 2,2 млн т (+12,4%). По предварительным данным, предприятия планируют завершить год с объемом в 4,1 млн т удобрений, как и в 2016-м.

Транспортировка горючего сланца с целью поставок местным электростанциям неподалеку от Нарвы за год выросла на 23,3% и составила 1,2 млн т. Химических грузов (аммиак с предприятия «Акрон») перевезли 530 тыс. т (+12,5%). Контейнерные перевозки в сравнении с прошлым годом упали на 15,2% и составили 15,9 тыс. TEU. Вызвано это общим сокращением расходования товаров широкого потребления и, в частности, снижением спроса на рынках России.

Доля транзитных перевозок составила 62%, упав на 15,8%, до 3,9 млн т. В пределах Эстонии было перевезено 1,6 млн т (+30%). Импортные перевозки сократились в объеме на 8,7%, до 620 тыс. т. Объем экспортных перевозок сохранился на прошлогоднем уровне в 100 тыс. т. По предварительным данным, по итогам 2017 года грузоперевозки Eesti Raudtee сократятся примерно на 10% и составят около 11–11,5 млн т.

Компания сейчас переживает нелегкие времена. В феврале председатель правления Eesti Raudtee Сулев Лоо за 3 года до истечения срока действия контракта подал заявление об уходе. Совет Эстонской железной дороги выбрал нового главу – им стал опытный транспортник Эрик Лайдвеэ, бывший руководитель стивидорной компании по оперированию контейнерных и генеральных грузов Transiidikeskus AS.

И все же по мнению экспертов отрасли, несмотря на все усилия представителей Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, на заседание государственной транзитной комиссии в апреле и личные встречи и визиты на уровне Министерства транспорта РФ, Эстония уже не сможет вернуть российский железнодорожный транзит в прежнем объеме.